Акварель

Акварельные краски приготовляются из красящих веществ, к которым прибавляют в качестве связывающего элемента различный клей, например, гуммиарабик, декстрин, вишневый клей, с прибавлением меда или сахара и глицерина.

Акварельные краски бывают твердые, приготовляемые на гуммиарабике, в плитках, которые при употреблении натираются на тарелках или особых металлических палитрах, мягкие на меду и жидкие. Мягкие краски, в виде теста, так называемые медовые, накладываются в фарфоровые, в большинстве случаев четырехугольные чашечки. Жидкие краски сохраняются, наподобие масляных, в оловянных трубочках, из которых краска выжимается по мере надобности на палитру.

Лучше других сортов мягкая акварель для небольших работ, для крупных же работ и в особенности при писании этюдов с натуры удобнее акварель в трубочках. Акварель — живопись прозрачными красками, поэтому белила, как краска кроющая, в акварели не употребляется; роль белил исполняет бумага. Вообще же бумага в акварельной живописи играет большую роль. Краска ложится на бумагу таким тонким слоем, что через него просвечивает бумага. Для того чтобы получить более густой и сильный тон, необходимо взять больше краски на кисть.

При высыхании акварельные краски изменяют свой цвет: они становятся несколько бледными. Акварелью обыкновенно пишут на шероховатой бумаге. Это имеет оптическое значение. Краска, лежащая в углублениях бумаги, представляет более плотный слой, чем на гладкой поверхности, но на выпуклых местах такой бумаги краска более бледная вследствие большого просвечивания бумаги; если же смотреть на рисунок с некоторого расстояния, то все сливается в более красочный тон, чем на гладкой бумаге. Тем не менее, прозрачность акварели даже на самой лучшей бумаге дает большую примесь белого света к цветам краски, сообщая им более или менее белесоватый оттенок. Для устранения этого недостатка, преимущественно для изображения воздуха и дали, к акварельным краскам прибавляют непрозрачную белую, но пользоваться ею нужно очень осторожно и умеренно, хотя есть художники, которые работают совершенно непрозрачными водяными красками, прибавляя белила ко всем краскам. Акварельная живопись с примесью белил называется гуашью.

Материалы и принадлежности

Для чистой акварели употребляется преимущественно совершенно белая бумага, приготовленная из лучших материалов. Эти сорта бумаги, как довольно дорогие, можно приобретать тогда, когда вы уже усвоите работу и пройдете все предварительные упражнения, для которых можно пользоваться дешевыми сортами акварельной бумаги. Бумага в таком виде, как мы ее получаем из магазина, не совсем удобна для работы, так как она, будучи смочена краской, коробится и становится волнистой даже после того, как высохнет. Поэтому бумагу наклеивают сначала на гладкую доску или картон, а затем уже приступают к работе.

Достоинство кистей для акварели тоже очень важно. Лучший сорт кистей приготовляется из куницы или соболя, а более крупные кисти — из верблюжьей шерсти. Иногда к палочке приделывают кисти с обоих концов, причем на одном конце больший размер, а на другом меньший. Что касается формы кистей, то они бывают различные: круглые, плоские, короткие и длинные. Лучшими нужно признать круглые и не особенно длинные, так как они больше впитывают краски, что особенно важно, когда нужно покрыть сразу одним тоном большую поверхность.

Для работы акварелью необходимо иметь в своем распоряжении, по крайней мере, три кисти различных размеров. Лучше и удобней, в особенности при работе на воздухе, иметь кисти двух размеров на одной палочке. Такие кисти разнятся одна от другой обыкновенно на два номера: если, например, на одном конце № 12, то на другом — меньший размер, № 10. Для наших работ удобнее № 16 и 14. Это довольно крупные кисти, удобные для покрытия больших площадей одной краской. Можно проводить ими и тонкие линии, так как конец большой кисти, пропитанной краскою, делается очень острым. Тем не менее полезно иметь тоненькие круглые кисти, одну или две, № 0.

Помещением для красок служат металлические эмалированные ящики продолговатой формы, очень удобные для переноски, что важно при работе с натуры. Палитру для смешения красок заменяют крышки ящика, в которых сделаны вогнутости для того, чтобы один тон не смешивался с другим. Кроме перечисленного, у акварелиста всегда должна находиться и чистая полотняная тряпочка для вытирания ненужных красок на палитре.

Мольберт

Для желающих приводится описание специального мольберта-стола, в котором все предусмотрено в смысле удобства. Устройство его отчетливо видно на прилагаемом рисунке, так что он легко может быть сделан любым столяром. Такой мольберт делает излишними хлопоты, с которыми обыкновенно сталкивается работающий, прибегая к всевозможным ухищрениям, чтобы прочно установить доску с бумагой и придать ей соответствующий наклон. В данном случае на мольберте доска с бумагой (В) совершенно легко принимает любой наклон и укрепляется в желаемом положении при помощи зажима с винтами (К). Рама (С) выдвигается из неподвижной рамы (Д), что дает возможность поднимать доску, если работают стоя, или опускать, когда нужно работать сидя. Величина доски – 70х53 см. Длина неподвижной рамы — 80 см. В ящике (А) с выдвижной крышкой помещаются принадлежности.

Упражнения >>

О красках | Акварель | Отмывка тушью | Контакты
Hosted by uCoz