Для начала работы нарисуйте карандашом три прямоугольника и покройте их одним самым светлым тоном киновари. Дав высохнуть краске, покройте еще раз два других прямоугольника той же краской, оставляя первый прямоугольник в первоначальной окраске. Наконец, третий прямоугольник покройте еще раз. Таким образом, третий прямоугольник должен иметь самый сильный тон, соответствующий естественному цвету краски. То же самое проделайте с цветами: желтым и синим.
Некоторые краски, как киноварь, будучи разведены водой, оставляют на бумаге маленькие крупицы, более темные, чем остальной тон, вследствие чего не вся поверхность прямоугольника кажется окрашенною равномерно. Чтобы избежать этого, нужно прежде всего тщательно размешивать краску на палитре кистью и все время, пока покрываете площадь, поддерживать смесь, мешая ее каждый раз, когда набираете вновь краску на кисть.
Рассматривая окраску тел природы, освещенных солнцем, мы познакомились с цветовыми явлениями в зависимости только от освещения и свойств рассматриваемого предмета или его поверхности. Но, помимо таких непосредственных цветовых явлений, существуют еще и такие, которые вызываются соседством двух цветов. Цвета, которые происходят таким образом, называются контрастными, а взаимодействие цветных поверхностей, помещенных рядом, называется красочным контрастом. Красочные контрасты играют чрезвычайно важную роль в живописи, а потому для успешной работы необходимо познакомиться с законами явлений контраста, так как благодаря ему изменяется как яркость, так и насыщенность тона краски.
Если на черную бумагу положить белый бумажный кружок и смотреть на него некоторое время, не отрывая глаз, то, переведя взгляд на другую ровную поверхность, лучше всего серую, вы будете видеть пятно, по форме своей похожее на такой же кружок, но черного цвета. То же явление замечается, если посмотреть на солнце, а затем перевести взгляд на стену или на землю. С другой стороны, если смотреть довольно долго на ярко-красный кружок, то, переведя глаза на ровно освещенную серую бумагу, вы увидите на ней такой же точно кружок, но цвета голубо-зеленого, то есть дополнительного к красному.
Проделав несколько опытов с основными цветами, нетрудно убедиться, что после продолжительного разглядывания одного из основных цветов при взгляде на серую поверхность получается изображение, окрашенное в дополнительный цвет. Точно такое же впечатление получается и от цвета ярко освещенных предметов. Каждый окрашенный предмет после долгого фиксирования его взглядом оставляет в нашем глазу след дополнительного цвета. Такое явление называется последовательным контрастом, потому что изображение дополнительного цвета появляется лишь после того, как мы отводим взгляд от предмета.
Последовательный контраст можно назвать еще и отрицательным в отличие от положительного, или одновременного, контраста, то есть такого, когда изменение цветных оттенков заметно при рассматривании двух рядом лежащих цветных поверхностей. Контраст последовательный не играет особой роли в живописи. Но нельзя того же сказать о контрасте одновременном, точное знание которого необходимо там, где требуются гармония и усиление или ослабление тонов, а потому с этим явлением мы ознакомимся подробнее.
Возьмем такой пример. Если из одной и той же серой бумаги вырежем два равных по величине кусочка, прямоугольной или иной формы и положим один на белую, а другой — на черную бумагу, то увидим, что один и тот же оттенок серой бумаги в обоих случаях кажется различным. В первом случае он будет темнее, а во втором — светлее, и только тогда можно убедиться, что эти кусочки одинаковы по цвету, если положить их рядом непосредственно друг возле друга и на одном и том же фоне. Кусочек бумаги претерпел изменение в нашем глазу от контраста фона.
Возьмем другой пример. Один и тот же тон красной бумаги лежит на различных фонах — черном и белом. На белом фоне красная бумага кажется темнее и гуще по окраске, чем на черном. Почти такому же изменению подвергаются не только малые площади, как в данном случае, но и большие.
Для изучения сочетания красок и контраста в орнаменте рекомендуем упражнение с изразцов арабского орнамента, который дает весьма богатый материал в этом направлении. Не всегда и не у каждого есть возможность достать настоящие изразцы в виде стеклянных цветных мозаик, так как в настоящее время они представляют редкость, но существует в продаже много цветных таблиц, которые могут быть использованы как модели для работы акварелью. Наконец, если и подобные таблицы добываются с трудом, то можно пользоваться узорами дешевых пестрых тканей, платков или нашими рисунками, срисовывая их в увеличенном виде. На нашем рисунке представлен орнамент с обломка эмалевой мозаики одной из туркестанских мечетей Ишрот-Хона XVI века. Выбор данного орнамента для упражнения объясняется простотой состава его красок, что очень важно для начинающих.
Ход работыНа специальной бумаге для акварели рисуете карандашом легкий контур. Контур должен быть нарисован очень тщательно, чтобы во время работы красками не возвращаться снова к исправлению контура, что, впрочем, сделать и нелегко, когда краска уже проложена. Так как контур просвечивает сквозь краску, то следует рисовать его очень тонкой и легкой линией. Когда контур вполне готов, вы смахиваете чистой тряпочкой частицы резинки, которые, попадая в краску, оставляют пятна на закрашенных местах. Вообще же необходимо следить, чтобы в краску не попадали посторонние примеси и в особенности пыль. Затем приступаете к составлению требуемого тона краски. Преобладающим цветом в нашей модели является темный синий; его и начинаете составлять раньше других, так как все остальные цвета составляются гораздо легче, когда преобладающий уже готов. Так как требуется составить синий цвет, то вы ищете его среди синих красок. В данном случае берете ультрамарин, разбавляете его в большом количестве водой и покрываете слабым тоном все те места, где, соответственно модели, это необходимо, стараясь залить площади равномерно.
Таким образом, после первой прокладки всех красок рисунок должен представлять такое же сочетание тонов, как на образце, но гораздо бледнее. Краски, которые вы приготовляли для первой прокладки, разводятся на палитре таким образом, чтобы они не смешивались друг с другом. Когда все закрашенные места совершенно высохли, приступаете к дальнейшей работе, которая заключается в усилении имеющихся уже тонов. Для этого прибавляете к разведенной на палитре краске еще из чашечки и вторично покрываете соответствующими тонами весь рисунок в том же порядке, то есть сначала синим тоном, потом зеленым, голубым и, наконец, желтым и серым. Это постепенное усиление тонов продолжаете до тех пор, пока не достигнете такой же силы, как в оригинале. Чтобы убедиться в правильности силы тона, нужно ставить время от времени свой рисунок рядом с оригиналом, а самому смотреть на них с некоторого расстояния. Подобным сравнением вы достигаете того соотношения силы тона и контраста, какое замечается в модели. Правда, не всегда есть возможность передать всю яркость красок с таких оригиналов, как мозаика или какой-нибудь блестящий предмет, но соотношение красок, несколько ослабленных, всегда достижимо.
Автор В. ЛЕПИКАШ
Школа рисования, живописи и прикладного искусства. «Искусство для всех». Издание товарищества «Благо», Петроград, 1914г.