Упражнения в отмывке тушью чередуются с элементарным рисованием карандашом, а потому вы уже должны уметь справляться с контуром более сложных моделей. Так, например, вы можете уже приступить к рисованию и отмывке засушенных и наклеенных на бумагу листьев различных пород деревьев, трав и цветов. Всякий любящий рисование, проводя летнее время на даче или в деревне, имеет возможность собирать и засушивать те листья и цветы, которые ему больше других понравятся и которые могут служить прекрасными моделями при отмывке тушью, а впоследствии при рисовании акварелью. Для упражнения в отмывке возьмите нетрудный по своему внешнему очертанию лист березы и нарисуйте его карандашом в одном контуре, без деталей. Нарисованный контур заливаете тушью в таком же точно порядке, как вы делали на предварительных упражнениях, то есть, начиная сверху вниз. Необходимо наблюдать при этом, чтобы все зубчики контура были тщательно залиты тушью и чтобы покрываемая площадь была ровною, без пятен. При соблюдении приведенных условий такое равномерное распределение туши достигается сравнительно легко.
Более сложным упражнением будут листья клена, дуба, акации, папоротника. Все они во внешнем своем очертании представляют большее разнообразие, чем простые по форме листья рябины, яблони, вишни, груши, сливы, березы, а потому необходимо приложить все старание к тому, чтобы при отмывке сохранились отличительные черты кленового листа со всеми подробностями его контура.
Нельзя делать резкие переходы от легких моделей к более трудным даже в том случае, если вы свободно справляетесь с легкими задачами. В последнем случае хорошо разнообразить указанные здесь модели подбором листьев, по своей форме приближающихся к нашим. Чем больше вы сделаете таких упражнений, тем лучше усвоите технику работы кистью, что облегчит ваши занятия в дальнейшем, при отмывке сложных моделей.
Чтобы закончить эту серию упражнений, исполните такую работу, которая несколько сложнее всех предыдущих. Для этого вы берете сложной формы дубовый лист (лучше осенний, наполовину пожелтевший). На таком листе обыкновенно бывают пятна и резко вырисовываются жилки. Здесь нельзя ограничиться одним только внешним контуром, а необходимо нарисовать карандашом все темные пятна на листе и жилки, форму которых вы рисуете одной линией.
До сих пор вы упражнялись в отмывке площадей одним сплошным тоном, а теперь переходите к такой отмывке, которая приблизила бы вашу работу к натуре, то есть желаете передать не только внешнюю форму модели, но и некоторые детали ее, жилки и темные пятна. Сначала покрываете светлым тоном весь лист, причем этот тон должен соответствовать самым светлым местам вашей модели. Даете просохнуть туши и уже по совершенно сухому месту заливаете второй раз более темным тоном, оставляя самые светлые места в первоначальном тоне. Контур рисунка не потеряется, так как линия карандаша будет видна из-под светлого тона туши. Таким образом, постепенно усиливая первоначальный тон путем наложения одного тона на другой, вы наконец достигаете того соотношения пятен, которое имеется на вашей модели. Если жилки на листе темные, то они рисуются кончиком кисти, если же они светлые, то при заливке темным тоном оставляют светлые полоски.
На всех почти предметах при сильном освещении, будь это источник света натуральный или искусственный, есть места наиболее выпуклые, вследствие чего они обыкновенно сильнее освещаются, чем все остальные. В таких наиболее освещенных местах находятся небольшие площади, а иногда просто точки, самые светлые. Места сильного света на предмете носят название «блика». Блик, как при отмывке тушью, так и при работе акварелью, играет очень важную роль. Он является исходным пунктом сравнения силы тона и цвета. Без этого сравнения не может быть художественно выполнена ни одна работа.
Не нужно смешивать блика со светлой окраской предмета. Так, например, расписанная разноцветными красками ваза имеет особый блик независимо от места, окрашенного в более темный цвет. Присутствие блика яснее наблюдается на предметах, имеющих полированную гладкую поверхность, которую называют блестящей, хотя в большинстве случаев блестит, собственно, не вся поверхность, а какое-нибудь место ее, отражающее источник света. Чтобы нагляднее убедиться в существовании в натуре такого блика, возьмите обыкновенную столовую белую тарелку, поставьте ее на столе, а сами станьте лицом к источнику света — окну, и вы определенно увидите на тарелке блестящие места. Еще лучше это будет заметно, если вы, глядя на тарелку, чуть прищурите глаза.
Понаблюдайте за предметами металлическими, стеклянными, и вы увидите, что блик представляет их характерную черту. В работе кистью представляет собой как бы единицу меры, с которой вы все время неустанно сопоставляете и силу тона, и его цвет. В данном случае мы будем сравнивать с бликом только силу одного и того же тона, а в дальнейшем, когда перейдем к работе акварелью, и окраску предметов в тесной зависимости от блика. Так как у каждого из читателей найдется под рукой какой-нибудь предмет домашнего обихода, нетрудный по форме, с гладкой поверхностью, а следовательно, и с резко выраженным бликом, то мы и перейдем к рисованию этой категории моделей, на которых подчеркнем форму блика и его местоположение на предмете в зависимости от освещения.
Возьмите кувшин, поверхность которого покрыта глазурью, и нарисуйте его с освещенной стороны в одном контуре. Место, занимаемое бликом, также обрисуйте карандашом, строго сохраняя форму светящегося пятна. Одной тушью трудно, понятно, передать светящееся место на предмете, так как в нашем распоряжении имеется только один черный тон и белая бумага, которая сама по себе не дает впечатления такого светящегося пятна, как на предмете. Тем не менее правильной формой блика и верным соотношением силы тона можно очень близко подойти к натуре; но об этом будет говориться в соответствующем отделе, а сейчас необходимо помнить одно, что белый тон бумаги соответствует самому светлому пятну на предмете, то есть блику. Исходя из этого, вы оставляете пространство блика светлым, равномерно покрывая все остальное густым слоем туши. Получился тот же силуэт, но присутствие блика на нем придает рисунку уже некоторую рельефность.
Возьмем медную кастрюлю; она тоже имеет свой собственный, присущий только медным предметам блик. Поставьте ее против света. Вся форма кастрюли выразится как силуэт, а если прищурите немного глаза, то сразу обратите внимание на светящийся блик и его определенную форму. Нарисуйте эту модель сначала против света и залейте весь рисунок силуэтом, а затем ту же модель нарисуйте с бликом и, покрывая весь рисунок одним тоном, оставьте блик незакрашенным.
Целый ряд предметов домашнего обихода может вам служить прекрасными моделями, на которых вы заметите ясно выраженный блик. Для того чтобы основательно усвоить понятие о блике и его значении в живописи, а также и в рисовании карандашом, нельзя ограничиваться приведенными здесь примерами; необходимо сделать большое количество таких упражнений. Кроме предметов домашнего обихода, рисуйте все, что так или иначе останавливает ваше внимание своим характерным бликом. На целом ряде различных пород жучков, имеющих на своей поверхности твердый блестящий покров, вы найдете характерный блик. Различные сорта фруктов, как-то: яблоки, вишни, сливы, груши — все это можно рельеф, но изобразить только благодаря присутствию блика, о котором рисующий должен все время помнить.
Присматривайтесь к природе, она даст вам неисчерпаемый запас материала, которым вы и пользуйтесь для развития вашего эстетического чутья и художественной памяти. То, что до сих пор вас интересовало только со стороны содержания, теперь, когда вы начали учиться рисованию, будет интересовать вас еще и своей формой, цветом и общей гармонией пятен. Если имеете возможность посещать выставки, музеи, картинные галереи, то присматривайтесь к произведениям мастеров кисти,— это облегчит вашу дальнейшую работу и поможет оценить значение тех технических приемов, о которых мы говорили выше. Вы сознательно будете разбираться в произведениях искусства и воспринимать их гораздо глубже и полнее, чем прежде. Перед вами откроется до сих пор вам неизвестный, совершенно новый мир — мир форм и красок.
В. ЛЕПИКАШ